- Заявка на участие в конкурсе инновационных продуктов — [скачать, PDF]
- Инновационный продукт:
- Модель продукта — [перейти]
- Методическое пособие — [скачать, PDF]
- Дневник достижений — [скачать, PDF]
- Видео-презентация продукта — [смотреть]
Пакет нормативно-правовых (организационно-деятельностных) документов
Процессы регулирования, стимулирования и поддержки требуют либо корректировки нормативно-правовых актов школы, либо разработки (доработки) под новые задачи. В процессе внедрения инновационного продукта буду вновь созданы или пересмотрены следующие нормативные и организационные документы:
- Положение об организации внеурочной деятельности (организационно-педагогическая модель внеурочной деятельности в основной школе) и План организации внеурочной деятельности (внесение других необходимых изменений в ООП ООО) — [скачать]
- Положение об организации учебно-исследовательской и проектной деятельности или Положение о разработке индивидуального итогового проекта в старших классах — [скачать]
- Положение об оценке индивидуальных образовательных достижений обучающихся (технология работы с дневником достижений и образовательными событиями по презентации достижений) — [скачать]
- Положение о внутренней системе оценки качества образования — [скачать]
- Функциональные обязанности классного руководителя — [скачать]
- Циклограмма организации образовательных событий и другие вспомогательно-технологические или распорядительные документы — [скачать]
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Методические рекомендации
Проектирование это процесс подготовки нового! объекта, продукта, который нужно увидеть, придумать, изобрести, необходимого кому-то и востребованного кем-то. Т.е. результат проектирования это продукт с новыми качествами и характеристиками.
Исследование – это процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления). Исследовать значит научно рассмотреть, тщательно изучить.
Отсюда определяются две задачи:
- первая (для проектировщиков) – уметь видеть в окружающей жизни, в каждом школьном предмете возможности для создания НОВОГО продукта.
- вторая (для исследователей)– научиться в процессе обучения САМОСТОЯТЕЛЬНО пользоваться своим умом, вырабатывать понимание сложных и малоизученных вопросов на основе материала школьных предметов, САМОСТОЯТЕЛЬНО находить вопросы-задачи-проблемы и САМОСТОЯТЕЛЬНО их решать.
Ученик-проектировщик – изготавливает востребованный кем-либо продукт, обладающий определенными потребительскими качествами.
Ученик-исследователь ищет и находит решение значимой для него и науки проблемы, решает научные задачи.
Поэтому результат проектирования – продукт, обладающий нужными потребительскими качествами (предмет, вещь, фильм, методика, сюжет-текст и т.п.) результат исследования — новое знание.
Требования ФГОС обучать проектированию и исследованию пронизывают собой все три ступени школьного образования. Работа эта проходит поэтапно и каждая школа строит ее с учетом своих возможностей и особенностей.*
Модель работы в ОУ.
Целесообразно начинать работу над проектами и исследованиями поэтапно как в составе разновозрастной группы, так и лично-индивидуально, и при помощи куратора. Постепенно подводя к проектам и исследованиям индивидуальным.
В 1–6 классах школьники обучаются исследовательской и проектной деятельности поэтапно, осваивая при помощи куратора различные техники и приемы. Итог этой работы фиксируется и оценивается учителем. Таким образом, продуктом каждой программы ВД является некий групповой проект или исследование, которое выполнялось детьми в течение года в процессе освоения содержания программы.
В 7-8 классе ученикам предлагается работать над проектом в паре.
А вот уже итогом обучения в 9 классе является защита индивидуального проекта.
На этом возрастном этапе учащиеся пробуют себя именно в индивидуальной проектной деятельности и создают новый продукт по выбранной тематике.
На этапе же средней школы в преддверии обучения многих учащихся в вузах целесообразно сделать акцент на серьезной исследовательской деятельности, в которой наиболее полно проявятся самостоятельность и научность мышления. Основная цель этой работы:
- формирование основных методологических компетентностей у обучающихся, осваивающих основную образовательную программу среднего общего образования.
Тогда решаются две важные задачи.
Во-первых, учащиеся осознают, что всякое серьезное исследование происходит обязательно внутри научной традиции, а предметом и результатом исследования будет научное знание.
Во-вторых, учащиеся сумеют различать исследовательскую деятельность от проектировочной по содержанию целей и результатов. Это позволит наиболее полно осуществить требования ФГОС к этому виду деятельности.
Как же может выглядеть результат такой работы?
В зависимости от цели исследования, его предмета и методов познания будут различаться и полученные новые знания. А стало быть и способы его представления.
Мы предлагаем учащимся представить результат в виде научного доклада. Но доклад должен иметь соответствующую специфику. Например:
Проблемно-реферативный научный доклад |
это комплексное аналитическое сопоставление информации из различных научно-познавательных источников. Цель такого доклада: всестороннее осветить исследуемую проблему и определить эффективность предлагаемых решений |
Ключевыми умениями, которые проявятся в этом виде работы будут: Умение собирать информацию из различных источников, объединять их по общим признакам и делать выводы |
Аналитико-синтезирующий научный доклад |
это подробная, научно обоснованная систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений. Цель работы составление их интегративного описания.
|
Здесь наиболее ярко проявятся умения
Выделять существенное, применять различные характеристики для получения нового знания, добиваться определенного результата, создавать новации. |
Диагностико-прогностический научный доклад |
это научное обоснование, отслеживание и объяснение качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов . на основе индивидуальной экспериментальной программы с использованием данных современных научных исследований .
|
Ключевыми умениями, которые проявятся в этом виде работы будут: Умение проводить эксперименты добиваясь новых доказательных результатов через количественные и качественные показатели. |
Экспериментально-исследовательский научный доклад | это подробное, научно обоснованное описание хода и результатов экспериментальной программы с целью проверки предположения о существовании или отсутствии отдельных качественных и количественных характеристик изучаемых систем, явлений, процессов. |
Ключевыми умениями, которые проявятся в этом виде работы будут:
Умение отслеживать результаты изменений с целью определения эффективности работы теоретических гипотез и прогнозов. |
Доклад может быть по самостоятельно выбранному направлению:
- естественно-научные исследования;
- исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например в психологии, социологии);
- экономические исследования;
- социальные исследования;
- научно-технические исследования.
Доклад должен быть представлен в соответствии с требованиями и критериями оценивания, с которыми учащиеся знакомятся перед началом работы.
*Из книги М.М. Поташника и М.В. Левита «Освоение ФГОС: методические материалы для учителя».
Для получения доступа к медиатеке школы №569 обратитесь к своему куратору (классному руководителю).
Электронные образовательные ресурсы — [перейти]
Дневник достижений он-лайн (Google Forms) — [заполнить]
Дневнику достижений учащегося (шаблон) — [скачать] | ||
Дневник достижений учащегося (шаблон) — [скачать] |
Приложение к Дневнику достижений учащегося (шаблон) — [скачать] |
Творческая книжка (шаблон) — [скачать] |
Проект «Тайны продуктов» Автор проекта: ученица 9 «А» класса 2019-2020 у.г. ГБОУ школы № 569 Мостовая Ксения — [скачать, PPT] |
Технология реализации образовательных событий
Введение
Система оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся рассматривается как важнейший компонент внутришкольной системы оценки качества образования.
Актуальными задачами развития образовательной практики является:
а) разработка самих процедур и инструментов оценки индивидуальных достижений; б) поиск персонифицированных форм учета образовательных достижений для последующего анализа и оценки и (или) побуждения процессов саморазвития ученика; в) согласование механизмов функционирования подсистемы оценки индивидуальных образовательных достижений в целостной внутришкольной системе оценки качества образования, качества образовательной деятельности в процессе развития и воспитания личности.
Само слово «достижение» трактуется по-разному в зависимости от исходной позиции. В нормативно-правовом поле «образовательное достижение» четко воспринимается как зафиксированные результаты образовательной (урочной и внеурочной) деятельности, как предмет контрольно-оценочных процедур, а также в контексте учета внешкольных достижений, внутренней системы оценки качества образования. С точки зрения задач развития личности, «достижение» выступает как индивидуальный успех, преимущество, личный актив. В этом случае образовательные достижения выступают не столько в контексте необходимости их учета (чтобы было), сколько в контексте разноплановой информации для саморазвития личности, ее персонального ресурса, влияющего на самооценку и качество школьной жизни. Показательно, что в психологических источниках достижение трактуется как внутреннее, относительно устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности и выделяется как особый вид мотивации (мотив достижения).
Целью образовательной деятельности, направленной на успех каждого ребенка, является создание такой системы, которая обеспечивала бы стимулирование, мотивацию личностного развития обучающегося и предполагает оценку индивидуальных достижений (именно достижений, а не образовательных результатов) обучающихся на основе системно-деятельностного и личностно развивающих подходов в рамках внеурочной и внешкольной деятельности.
Организация внеурочной деятельности в основной школе перестраивается под разработку и реализацию детьми социально значимых проектов, включая все направления внеурочной деятельности и учитывая внешкольную занятость детей. Предлагаются не программы внеурочной деятельности, а проекты, темы и идеи которых формируются в конце учебного года всеми участниками образовательных отношений.
Реализация данного подхода осуществляется через технологию реализации образовательных событий (ТРОС) по презентации достижений, методические материалы и рекомендации. (Рис.1)
1. Технология реализации образовательных событий
ТРОС в своем технологическом цикле имеет 6 этапов-событий, каждый из которых является необходимым для достижения учащимися конечного результата.
Первое событие «СОЗВЕЗДИЕ ИДЕЙ» проводится в апреле-мае. Главной целью этого события является создание банка идей для будущих проектов. Собранный материал должен решать две промежуточные задачи:
- отвечать запросам учащихся по их интересу;
- соответствовать уровню сложности в зоне их ближайшего развития.
С учетом этих идей уточняется содержание программ внеурочной деятельности.
Банк идей собирается таким образом, чтобы каждый ученик смог найти там для себя личностно значимую цель деятельности.
Для упорядочивания работы все темы делятся по нескольким направлениям работы в соответствии с моделью внеурочной деятельности, а в каждом направлении выделяются номинации актуальные в определенный период времени. (Приложение 1).
Реализация события «СОЗВЕЗДИЕ ИДЕЙ» проходит пошагово.
Шаг первый. Детям предлагается для обсуждения различные актуальные проблемы (в соответствии с возрастом учащихся) в рамках различных сфер жизнедеятельности и в контексте программ внеурочной деятельности. В качестве подготовки к проведению данного события учащиеся также приносят и свой собранный для этого материал.
Проблемные и противоречивые ситуации представлены различными способами: в виде текстов задач, ситуаций, противоречий, загадок, актуальных вопросов, эпизодов из фильмов, научных передач и т.д.
Шаг второй. В рамках интервью, дискуссии, презентации, дети знакомятся с предложенным материалом. Отмечают наиболее заинтересовавшие их проблемы. Здесь уместно воспользоваться приемами: «стендовые обсуждения», «экспертные заметки», «ремарка читателя» и т.д.)
Результатом этих шагов будет осознанный учащимся образ заинтересовавшей его проблемы (или пока на этом этапе проблем), который он зафиксирует в Дневнике достижений.
Второе событие «МОЙ БУДУЩИЙ ПРОЕКТ» проводится также пошагово в апреле-мае месяце.
Цель этого события:
- конкретизировать проблему, которая будет решаться автором проекта, создать первичный образ результата работы, определить форму работы над проектом.
Для достижения данной цели необходимо сделать следующие шаги.
Шаг первый. Выделить и конкретизировать проблему с помощью вопросов:
- Опиши проблему, представленную в тексте. Какая проблема вытекает из этого противоречия? Для кого это может быть важно?
(Результат: однозначная формулировка проблемы, понимание решаемого противоречия).
- Определи предметную область, в которой можно искать решение. Какая литература может понадобиться?
(Результат: выделить научные области поиска – для дальнейшей работы с литературой).
- Представь возможные варианты решения этой проблемы. Обсуди в группе. Запишите все предложенные варианты.
(Результат: перечень предложенных вариантов, творческая активность в поиске решения проблемы)
- Оцени возможности лучшей с твоей точки зрения идеи и продумай способы ее реализации.
(Результат: образ итога деятельности и оценка реальности его достижения).
Шаг второй. Определиться с формой работы над проектом (индивидуальная, парная, групповая).
Если определена зона интереса и мнения участников проекта по ее решению совпадают, то проект может быть парным или групповым. В этом случае учащимся предоставляется возможность обсудить свои задачи и распределить зоны ответственности на начало работы. Данные о форме работы и зоне ответственности заносятся в Дневник достижений.
Шаг третий. Формулировка и утверждение темы проекта проводится в сентябре месяце, когда учащиеся окончательно обдумают за лето специфику своей работы и ее продукт .
Реализацию данного шага можно провести, используя метод «Контекст» (сноска).
- Одним словом обозначь ключевое слово проекта, объект работы.
- Уточни, в каком контексте будет разворачиваться исследование этого объекта.
- Обозначь границы поиска (сузь контекст темы)
- Корректно сформулируй тему проекта.
Тема проекта и описание предполагаемого продукта фиксируется в Дневнике достижений учащихся.
Шаг четвёртый. Создание банка актуальных тем для текущего года завершается к октябрю.
Результат шага появляется на сайте.
А также на сайте вывешивается перечень тем с именами авторов будущих проектов.
Итоги и преимущества событий:
- творческий поиск актуальных тем,
- поиск личностно значимой цели деятельности,
- определение предметной области для более глубокого погружения,
- возможности выбора формы работы над проектом (индивидуальная, парная, групповая), практика работы в команде.
Третье событие «УНИКАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ» состоит из двух взаимосвязанных частей.
В первой части события организуется мини-предзащита «Вопросы и ответы» в формате стендовых докладов, консультаций на сайте, рекламы планируемого продукта и т.д.
Во второй части ведется обсуждение предварительных результатов в формате техники «Дельный совет». Целесообразно здесь использовать методику «Две звезды и пожелание». Слушателям на этом этапе рекомендуется не давать каких-либо оценок, а предлагается рассмотреть работы авторов проекта и определить в них два положительных момента – «две звезды», а также выделить один момент, который заслуживает доработки, – «пожелание». Это позволит всем участникам образовательного события проанализировать результаты деятельности, оценить уровень владения материалом, выявить сильные и слабые стороны в понимании темы и проявить способность к обобщению.
Четвертое событие «ЗАЩИТА ПРОЕКТА» проводится также поэтапно.
Первый этап – это защита проектов внутри класса. Результатом этого шага будет определение лучших проектов для представления их на школьной конференции.
Второй этап события – это проведение общешкольной конференции «На волне успеха», цель которой — развитие познавательного интереса школьников в различных областях знаний в рамках школьных программ и за их пределами, а так же формирование творческой личности, обладающей навыками самостоятельной научно-исследовательской работы.
На этом этапе все победители внутриклассных этапов защиты проектов, делятся на секции, в зависимости от тематик своих проектов и представляют свои работы на общешкольной научно-практической конференции.
Например, понедельник – социальные, вторник – технические, среда – естественно-научные и т.д.
Время выступления каждого участника конференции примерно 5-7 минут. За это время докладчик должен продемонстрировать: свободное владение материалом; умение отвечать на вопросы и вести дискуссию; цитировать; делать выводы. В выступлении должны быть освещены следующие вопросы: актуальность (причины, побудившие автора заняться данной проблемой), цель и задачи, краткая характеристика вопроса, методика исследования, представление собственного продукта, основные результаты и выводы, определение практического значения работы.
Конференция проводится последовательно в течение месяца по заранее установленному графику. Каждый ученик школы получает именной билет и обязательно должен посетить одну из секций конференции, в зависимости от интересующих его тем.
В день защиты именной билет используется для голосования за приз зрительских симпатий, а так же для отслеживания посещаемости школьной конференции.
По итогам работы конференции экспертной комиссией в каждой секции выбираются: Дипломанты I, II, III степени, а так же победители в специальных номинациях («Дебют»; «Приз зрительских симпатий», и др.). Все участники Конференции награждаются Грамотами Участника, ценными подарками.
Лучшие проекты по итогам всей конференции отбираются для участия во внешкольных мероприятиях.
Пятое событие «СОЗВЕЗДИЕ ДОСТИЖЕНИЙ» тесно связано с предыдущим, так как по его итогам и на основании своих наблюдений каждый участник может оценить свой вклад в работу, проанализировать ее результат, качество, отклик зрителей и зафиксировать это в «Дневнике достижений», «Карте самооценки». А конечный аккумулируемый результат вносится каждым участником в ФИДО на сайт школы в личную страницу.
Шестое событие «ПРИЗНАНИЕ» – это уже работа экспертов, активистов из общественности, работников школы и творческих групп. На основании проделанной работы, внутренних и внешних оценок, мнения общественности собирается материал для размещения в школьном «МУЗЕЕ УСПЕХА».
«Дневник достижений» ученика
Работа в технологии реализации образовательных событий (ТРОС) поддерживается таким инструментом как «Дневник достижений» ученика.
Одна из функций Дневника это оценка достижений обучающихся в процессе проектной деятельности, которая имеет три уровня:
- а) самооценка обучающегося;
- б) оценка со стороны других участников образовательных отношений;
- в) внешняя сертифицированная оценка (достижения по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, сетевых проектах или образовательных событиях).
Полем активной социально значимой активности подростков является внеурочная деятельность, которая направлена на создание социально полезных проектов, позволяющих выращивать и объективировать успехи каждого ученика.
«Дневник достижений» становится самостоятельным действенным инструментом анализа в рамках проектной деятельности. Основная цель анализа — выделить, что именно является индивидуальным достижением.
Это позволяет актуализировать различные виды мотивации (мотивацию достижения, мотивацию познания, мотивацию дела, мотивацию оценки значимых для подростка людей и т.д.). Важно, что рефлексивно-оценочная деятельность по осмыслению своих достижений – это проектирование себя, своего развития, формирование образовательной репутации, осознание смыслов и ценностей развития, своих личных ориентиров, выбора. Задача взрослых (кураторов проектов), обеспечить тактичное сопровождение этих процессов. Таким образом, ядром технологии внутришкольной оценки индивидуальных достижений становится совместная работа участников образовательных отношений над дневником достижений и последующей социализацией, общественной презентацией этих достижений.
Структура «Дневника достижений» совпадает с этапами ТРОС, тем самым обеспечивая целостный образовательный процесс. Рассмотрим пошагово работу с этим инструментом.
Реализация первого события «СОЗВЕЗДИЕ ИДЕЙ» завершается созданием банка идей для будущих проектов Результат этой работы будет зафиксирован учащимися на первой странице «Дневника достижений», на которой:
- а) в графе «Номинации» будут отражены все заявленные номинации года,
- б) в графе «Проблема» будет изложена история наблюдения за социальными явлениями в рамках выбранной номинации, выделены ее актуальные вопросы и противоречия и обозначена проблема, заинтересовавшая автора будущего проекта.
Реализация второго события «МОЙ БУДУЩИЙ ПРОЕКТ» сопровождается последующими пятью страницами.
На одной из них ученик прогнозирует несколько вариантов решения проблемы, выбирает наиболее перспективную, определяет предметные области для поиска информации и формулирует первичный запрос для поиска литературы.
На следующей странице фиксирует, как он будет работать: индивидуально, в паре или группе. На основании этого решения ставится цель и задачи проекта. Далее формулируется тема и обосновывается социальная значимость работы, описывается (визуализируется) продукт как желаемый результат.
Завершается цикл страниц заполнением паспорта проекта.
Третье событие «УНИКАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ» сопровождается страницами дневника «Поиск решения», где учащиеся сначала определяют, какие основные умения потребуются ему для достижения цели проекта, какие дефициты умений у него при этом есть и какого уровня какого умения он хотел бы достичь по окончанию работы.
Для этого в дневнике есть сигналы-подсказки, кодификатор умений и проектировочная страница «Прокачай свое умение», с которой обучающийся работает до начала проекта и после его окончания.
Завершается этот этап предзащитой проекта, после которой учащийся фиксирует в дневнике вопросы экспертов, положительные позиции и пожелания по улучшению работы, дает ответы, выделяет лучшие комментарии и советы, которыми он воспользуется в дальнейшей работе.
Страница дневника «Представление проекта» сопровождает четвертое событие «ЗАЩИТУ ПРОЕКТА». На этой странице учащийся сможет в выбранной форме презентовать свой продукт, создать его рекламу, зафиксировать отзывы и т.д.
Завершает цикл страниц «Карта самооценки», в которой фиксируется личностнозначимый результат индивидуального роста. Ученик оценивает проявление в период работы над данным проектом таких своих качеств как: самоорганизация, самостоятельность, активность, коммуникативность, креативность. Он отмечает на «шкале роста» ту высоту, которую он «взял» и пишет краткий комментарий, почему ему это удалось или не удалось сделать, чем он гордится и чего хотел бы еще достичь.
Последняя страница предназначена для результатов внешней оценки и представления ссылки на авторский челлендж.