Обоснование актуальности проблемы
Система оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся рассматривается как важнейший компонент внутришкольной системы оценки качества образования. Ориентирами оценки, согласно 273-ФЗ, п.29, ст.2 (определение понятия «качество образования»), становятся федеральные государственные образовательные стандарты, а также задачи определения уровня (степени) достижения различных групп планируемых результатов каждым обучающимся. Таким образом, федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют не только на комплексную оценку всех видов образовательных результатов, но и на оценку индивидуального прогресса, анализ индивидуальных достижений обучающихся.
Целью образовательной деятельности нашей школы, направленной на успех каждого ребенка, является создание такой системы, которая обеспечивала бы не столько формальный учет достижений, сколько их стимулирование, мотивацию личностного развития обучающегося.
Поэтому наш инновационный продукт предполагает оценку индивидуальных достижений (именно достижений, а не образовательных результатов) обучающихся на основе системно-деятельностного и личностно развивающих подходов в рамках внеурочной и внешкольной деятельности.
Основные элементы новизны предлагаемого нами инновационного продукта:
- Новизна организационного подхода
Организация оценки индивидуальных образовательных достижений и их динамики осуществляется в контексте внутришкольной системы оценки качества образования в процессе организации внеурочной деятельности, проектной деятельности, дополнительного образования и воспитательной работы, а также самооценки внешкольных достижений самими обучающимися. Особенностью организационного подхода является событийный подход, необходимый для социализации, общественной презентации достижений обучающихся, а также деятельностный поэтапный процесс оценивания достижений (самооценка, внешняя оценка, независимая «сертифицированная» оценка). На уровне организационных решений мы предлагаем алгоритм организации внеурочной деятельности, направленной на создание социально значимых проектов и формирующее оценивание индивидуальных достижений обучающихся. Таким образом, речь может идти об инструменте оценки результативности внеурочной деятельности.
- Новизна технологии использования и относительной новизны инструментов оценки
Мы предлагаем Дневник достижений в контексте работы с портфолио ученика. В процессе работы акцент делается не на сборе документов, а на процессуальной рефлексивной оценке своих личных достижений, при этом формат этой оценки может быть различным (инфографика, видеотчет, стендовый доклад). Основная цель анализа — выделить, что именно является индивидуальным достижением. Это требует изменения психолого-педагогической позиции взрослых, сопровождающих проектную деятельность обучающихся, поддержки любых достижений, пусть малых, но успехов и продвижений. Поэтому важным является не столько само достижение, сколько его понимание и общественное признание. Компонент инновационного продукта – Дневник достижений и методические рекомендации по организации работы с ним во внеурочной деятельности.
- Новизна методических решений.
Акцент делается на комплексную и поэтапную оценку индивидуальных образовательных достижений всеми участниками образовательных отношений с целью формирования мотивации обучающихся. Полем активной социально значимой активности подростков становится внеурочная деятельность, которая направлена на создание социально полезных проектов, позволяющих выращивать и объективировать успехи каждого ученика. Методические материалы по организации такой деятельности становятся значимым компонентом инновационного продукта и будут полезны всем, кто занимается сопровождением процессов личностного развития обучающихся.
Ожидаемые результаты реализации инновационной образовательной программы:
- Создана система оценки индивидуальных образовательных достижений как процессуальный компонент внутришкольной системы оценки качества образования
- Созданы условия для качественного изменения подходов к организации внеурочной деятельности, интеграции внеурочной деятельности, дополнительного образования, деятельности классных руководителей и учителей-предметников, сопровождения обучающихся.
- Сформировано событийное образовательное пространство, система развивающей деятельности подростков.
- Созданы условия для формирования метапредметных и личностных результатов образования с учетом возрастных задач развития, потребности в социализации и внешней оценке успешности.
- Расширено продуктивное партнерство участников образовательных отношений.
- Созданы готовые для распространения методические материалы, описывающие инновационный опыт.
- Обеспечено информирование педагогического сообщества и распространение инновационного продукта.
Прогнозируемые долгосрочные образовательные и социально-педагогические эффекты:
- Сформирована личная позиция и мотивация обучающегося.
- Обеспечена положительная динамика индивидуальных образовательных достижений.
- Достигнута положительная динамика развития коммуникативных, регулятивных, проектно-исследовательских, социально-коммуникативных компетенций обучающихся.
- Сформирована система партнерства по оценке, социализации и общественному признанию достижений обучающихся.
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Целью образования становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться».
Для реализации этой концепции принят новый стандарт второго поколения, приоритетным направлением которого является реализация развивающего потенциала личности.
Стратегия образовательного учреждения — обеспечить условия деятельности для реализации стандарта. Перед школой стоит необходимость реагировать на новые запросы общества к сфере образования, учитывать потребности интенсивно развивающегося рынка образовательных услуг, формируя собственную модель образовательной среды, позволяющей эффективно строить учебный процесс, и модель организации мониторинга, позволяющей выстраивать собственную систему оценки качества этой среды.
Образовательные результаты в системе качества образования
Модель мониторинга качества ООО
Система заданий « Формирование регулятивных умений у детей младшего школьного возраста».
Алгоритм представления мониторинга.